3 вопрос - Результаты экспертно-аналитического мероприятия «Проверка прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в части арендной (либо иной) платы за передачу в безвозмездное пользование имущества и прочих доходов от использования имущества) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2018-2019 годах (параллельно с муниципальными КСО)

Экспертно-аналитическое мероприятие осуществлено на основе анализа результатов контрольного мероприятия «Проверка прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в части арендной (любой иной) платы за передачу в безвозмездное пользование имущества и прочих доходов от использования имущества) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2018-2019 годах», проведенного муниципальными контрольно-счетными органами муниципальных образований Чувашской Республики (далее – МКСО), а также анализа информации, размещенной в ЕИС, других общедоступных источниках и др.

Материалы проверки представлены 21МКСО. Проверка КСО Цивильского района не проводилась в связи с проведением аналогичной проверки Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в 2019 году, КСО Яльчикского района и КСО Козловского района - в связи с отсутствием сотрудников. КСО Аликовского района и КСО Мариинско-Посадского района материалы проверки Контрольно-счетной палате Чувашской Республики не представлены.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия выявлено следующее.

В 2018 году первоначально утвержденные бюджетные назначения по неналоговым доходам (2 024,4 млн. рублей) в течение года увеличились на 4,2% или на 84,7 млн. рублей и составили 2 109,1 млн. рублей.

В 2019 году первоначально утвержденные бюджетные назначения (1 933,2 млн. рублей) в течение года увеличились на 8,0% или на 154,6 млн. рублей и составили 2 087,8 млн. рублей.

В ходе мониторинга поступления неналоговых доходов установлено, что в 2018-2019 годах отмечается неравномерность их поступления в течение года. При утвержденных бюджетных назначениях неналоговых доходов (в 2018 году - 2 042,1 млн. рублей и в 2019 году - 2 145,9 млн. рублей) среднемесячное поступление должно составлять в 2018 году – 170,2 млн. рублей и в 2019 году - 178,8 млн. рублей. Анализ поступлений платежей показал, что наблюдаются низкий уровень поступлений в первом квартале (в 2018 году - ниже на 22,8%, в 2019 году – ниже на 24,3%) и увеличение поступлений в 4 квартале (в 2018 году – рост на 37,9 % и в 2019 году – рост на 46%).

В 2018 году в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступило неналоговых доходов от использования муниципального имущества в общей сумме 2 042,1 млн. рублей или 96,8% от утвержденных бюджетных назначений.

В общей сумме неналоговых доходов наибольшая доля приходится на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 1 027,4 млн. рублей (50,3%); доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 620,3 млн. рублей (30,4%); штрафы, санкции, возмещение ущерба – 242,3 млн. рублей (11,9%).

В 2019 году в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступило неналоговых доходов от использования муниципального имущества в общей сумме 2 145,9 млн. рублей или 102,8% от утвержденных бюджетных назначений.

В общей сумме неналоговых доходов наибольшая доля приходится на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 951,8 млн. рублей (44,4%); доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 677,1 млн. рублей (31,6%); штрафы, санкции, возмещение ущерба – 300,4 млн. рублей (14,0%).

В сравнении с итогами 2018 года в 2019 году неналоговые доходы увеличились на 103,9 млн. рублей или на 5,1%.

При этом в 2019 году наблюдается снижение поступлений по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в сумме 73,7 млн. рублей или на 36,1%, платежам при пользовании природными ресурсами в сумме 7,9 млн. рублей или на 27,2%, и по доходам, получаемым в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) на 4,6 млн. рублей или на 5,8%.

В нарушение пункта 1 статьи 160.1 БК РФ  в муниципальных образованиях при формировании поступлений администрируемых неналоговых доходов на очередной финансовый год, плановые назначения утверждаются без соответствующих расчетов и обоснований (в том числе без учета реальной к взысканию дебиторской задолженности), что приводит к занижению прогнозных показателей.

Одним из резервов увеличения поступления доходов в консолидированный бюджет Чувашской Республики является эффективная работа по взысканию дебиторской задолженности.

Согласно представленным МКСО данным, по состоянию на 01.01.2020 числится дебиторская задолженность в общей сумме 205 449,9 тыс. рублей, что на 45 676,8 тыс. рублей или на 18,2% меньше дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019 (251 126,7 тыс. рублей) и на 97 123,4 тыс. рублей  или на 32,1% меньше дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 (302 573,3 тыс. рублей).

При этом, в 11 муниципальных образованиях наблюдается рост дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2020 в сравнении с дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018, в том числе в Комсомольском районе – в 9,0 раз, Красночетайском районе – в 4,9 раза, Шемуршинском районе – 1,8 раза, Порецком районе – в 1,7 раза, Батыревском районе – в 1,7 раза, Урмарском районе – в 1,5 раза, в г. Алатырь – в 1,2 раза.

Работа по погашению образовавшейся задолженности в муниципальных образованиях Чувашской Республики ведется путем направления претензий.

Анализ показал, что муниципальными образованиями в проверяемом периоде направлено всего 4 515 претензий на общую сумму 180 529,7 тыс. рублей по взысканию дебиторской задолженности.

В добровольном порядке погашено 77 260,3 тыс. рублей или 42,8% от общей суммы направленных претензий, направлено исковых заявлений в Арбитражный суд Чувашской Республики на общую сумму 83 248,7 тыс. рублей, что составляет 80,6% непогашенной в добровольном порядке суммы (103 269,4 тыс. рублей), взыскано по исполнительным листам – 13 589,2 тыс. рублей или 13,2% от общей суммы направленных исковых заявлений.

При этом отдельными администраторами неналоговых доходов местных бюджетов в нарушение бюджетного законодательства (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и договорных обязательств не обеспечена эффективная работа по взысканию задолженности, претензионно-исковая работа надлежащим образом не ведется (несвоевременное принятие мер к арендаторам-должникам по арендных платежам либо непринятие их вообще) (9 муниципальных образований).

Кроме того, МКСО установлено следующее:

- муниципальными образованиями не производится перерасчет арендной платы с учетом среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики, в результате чего расчетно выпадающие доходы составили 0,3 млн. рублей (в Алатырском, Батыревском, Ибресинском, Комсомольском, Красночетайском, Урмарском, Шемуршинском и Ядринском районах, городе Алатырь).

- в договорах аренды муниципального имущества предусмотрены разные сроки уплаты арендных платежей (ежемесячные, ежеквартальные или разовые);

- акты сверки взаимных расчетов составлены не со всеми арендаторами;

- отсутствует порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет и ее списанию (Алатырский и Канашский районы).

Также в ходе экспертно-аналитического мероприятия изучен порядок распоряжения муниципальными образованиями жилищным фондом.

Всего по данным 22 МКСО по состоянию на 01.01.2020 жилищный фонд данных муниципалитетов составляет 18 253 объекта общей площадью 780,4 тыс. кв.м, из них переданы в наем – 17 510 объектов общей площадью 748,4 тыс. кв.м или 95,9% от общей площади жилищного фонда.

В Алатырском, Комсомольском, Красночетайском, Шумерлинском районах и г. Шумерля отмечается низкая доля передачи жилых объектов в наем, что отражается на поступлениях неналоговых доходов в консолидированный бюджет указанных выше муниципальных образований.

В 2019 году в консолидированный бюджет 22 муниципальных образований Чувашской Республики платежей от сдачи муниципального жилищного фонда по договорам социального найма поступило в общей сумме 70 512,2 тыс. рублей, что по сравнению с 2018 годом (68 130,9 тыс. рублей) меньше на 2 381,3 тыс. рублей или на 3,4%. Высокий уровень снижения поступлений за наем муниципального жилищного фонда наблюдается в шести муниципальных образованиях – г. Новочебоксарск (снижение на 3 320,0 тыс. рублей или на 23,4% к уровню 2018 года), Ядринском районе (снижение на 40,3 тыс. рублей или на 34,5%), Ибресинском районе (снижение на 127,0 тыс. рублей или на 19,5%), Порецком районе (снижение на 33,2 тыс. рублей или на 14,5%), г. Шумерли (снижение на 126,5 тыс. рублей или на 8,2%), г. Канаш (снижение на 285,0 тыс. рублей или на 7,3%).

Общая сумма задолженности за наем на 01.01.2020 составила в размере 31,4 млн. рублей, в том числе в нарушение статьи 40 БК РФ задолженность управляющих компаний перед муниципальными образованиями по уже перечисленным платежам граждан по договорам социального найма составила 5,7 млн. рублей. Администраторами доходов не в полной мере осуществляются полномочия, закрепленные статьей 160.1 БК РФ в части использования муниципального имущества. Недостаточная работа по снижению дебиторской задолженности ведет к несоблюдению принципов сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ).

Дебиторская задолженность по плате за наем Управляющих компаний приходится на 3 муниципальных образования: Чебоксарский район – 1,5 млн. рублей, г. Канаш – 3,9 млн. рублей, г. Алатырь – 0,3 млн. рублей.

Таким образом, в нарушение статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации образовалась задолженность управляющих компаний перед муниципальными образованиями по уже перечисленным платежам граждан по договорам социального найма. Администраторы доходов не в полной мере осуществляют полномочия, закрепленные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части использования муниципального имущества. Недостаточная работа по снижению дебиторской задолженности ведет к нарушению принципов сбалансированности бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Также, муниципальными образованиями не на должном уровне ведется работа по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы граждан за пользование (наем) жилыми помещениями по договорам социального найма и договорам найма. Претензионно-исковая работа отсутствует либо ведется не на должном уровне (в 14 муниципальных образованиях).

Кроме того, выявлены следующие нарушения:

- в договорах социального найма не указаны размеры платы и отсутствуют сроки уплаты платежей в бюджет и реквизиты для внесения платы (статья 682 ГК РФ) (Батыревский и Комсомольский районы);

- не разработан и не утвержден единый порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользования (наем) жилых помещений, представленных по договорам социального найма, в том числе в 3 муниципальных образованиях не установлен размер арендной платы за 1,0 кв. м (Ибресинский, Комсомольский и Чебоксарский районы);

- полностью или частично отсутствует персонализированный учет начисления и поступления платежей за наем (в разрезе жилых помещений и нанимателей) (Ибресинский и Комсомольский районы);

- не определены структурные подразделения администраций (должностные лица), ответственные за администрирование платы за наем жилищного фонда (Ибресинский и Шумерлинский районы);

- муниципальными образованиями созданы риски несения расходов за жилые и нежилые помещения (плата за ремонт, коммунальные услуги), располагаемые в многоквартирных домах, за счет бюджетных средств, не компенсируя затраты полнотой сбора платежей (платы за наем и арендных платежей) за использование муниципального жилищного фонда и находящихся в нем нежилых помещений за счет средств местного бюджета.

Третьим и немаловажным вопросом, который был рассмотрен в ходе экспертно-аналитического мероприятия, является порядок управления и распоряжения имуществом, в том числе:

  1. Анализ имущества, находящегося в муниципальной собственности.

По состоянию на 01.01.2020 в казне муниципальных образований числится 39 636 единиц земельных участков общей площадью 206,5 тыс. га, что на 4,5 тыс. га или на 2,2% больше по сравнению с 01.01.2019, а также 19 644 объекта недвижимого имущества общей площадью 1 104,5 тыс. кв.м, что на 51,9 тыс. кв.м или на 4,9% больше по сравнению с 01.01.2019.

Анализ показал, что по состоянию на 01.01.2020 не вовлечены в хозяйственный оборот 9,0% общей площади земельных участков (или 18,5 тыс. га), находящихся в казне 21 муниципального образования Чувашской Республики и 7,5% общей площади объектов недвижимого имущества (или 83,3 тыс. кв. м), соответственно, муниципальными образованиями не используются.

Увеличение количества объектов муниципального имущества, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по состоянию на 01.01.2020 (на 139 объектов общей площадью 39 898,6 тыс. рублей или в 1,96 раз) допущено 8 муниципальными образованиями (Алатырский, Батыревский, Вурнарский, Комсомольский, Урмарский, Чебоксарский районы, г. Алатырь, г. Канаш).

  1. Анализ Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества.

В соответствии с представленной в КСП информации согласно Прогнозному плану (программе) приватизации муниципального имущества на 2018 – 2019 годы, в 2018 году подлежало приватизации 235 объектов недвижимого имущества, в 2019 году – 280 объектов недвижимого имущества.

По результата торгов в 2018 году реализовано 85 объектов на общую сумму 317,2 тыс. рублей или 36,2% от запланированных к приватизации в 2018 году, в 2019 году – 155 объектов на общую сумму 204,8 тыс. рублей или 55,4% от запланированных к приватизации в 2019 году.

При этом имеются случаи непринятия решений об условиях приватизации объектов муниципального имущества в связи с тем, что муниципальными образованиями аукционы не объявлены.

Кроме того, согласно отчетам о выполнении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за 2018-2019 годы в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе по продаже вышеуказанного имущества аукцион в электронной форме признан несостоявшимся (Алатырский, Комсомольский, Шумерлинский, Ядринский районы).

Также анализ показал, что отдельными муниципальными образованиями Чувашской Республики отмечается некачественное планирование неналоговых доходов в части доходов от приватизации муниципального имущества, реализации земельных участков, в связи с чем Прогнозные планы (программы) приватизации не выполняются, наблюдается снижение неналоговых доходов в консолидированные бюджеты муниципальных образований Чувашской Республики.

Завышение муниципальными образованиями планируемых объемов доходной части бюджета в виде поступлений неналоговых доходов от приватизации муниципального имущества приводит к принятию завышенных обязательств, и как следствие, к образованию кредиторской задолженности по принятым обязательствам.

  1. Порядок сдачи имущества в аренду.

Согласно сведениям, представленным МКСО, всего по состоянию на 01.01.2020 муниципальными образованиями переданы в аренду 24 026 земельных участков общей площадью 167,5 тыс. га, а также 703 объекта недвижимого имущества общей площадью 701 тыс. кв.м. При этом, по земельным участкам наблюдается рост на 795 объектов общей площадью 6,0 тыс. га.

Соответственно, снижение количества объектов, переданных в аренду, влияет на поступление неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципальных образований Чувашской Республики.

В соответствии с отчетом об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2018-2019 годы (ф. 0503317) в 2018-2019 годах по указанным выше муниципальным образованиям поступили арендные платежи в 2019 году в сумме 761 781,3 тыс. рублей или на 0,2% меньше по сравнению с 2018 годом.

В ходе контрольного мероприятия МКСО выявлены следующие нарушения:

- при определении размера годовой арендной платы за пользование муниципальным нежилым помещением не учтены затраты на проведение независимой оценки (Батыревский район, город Новочебоксарск);

- договора аренды имущества, заключенные сроком свыше 1 года, не зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее – Росреестр) (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации), (Алатырский, Батыревский, Комсомольский, Красночетайский районы).

  1. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Согласно информации, представленной МКСО, по состоянию на 01.01.2020 передано безвозмездно 3 866 земельных участков общей площадью 8 377,1 га, что на 650,6 га или на 8,4% больше по сравнению с 01.01.2019. Также безвозмездно передано 362 объекта недвижимого имущества общей площадью 73 614,9 кв. м или на 1 641,1 кв. м (2,2%) меньше по сравнению с 01.01.2019.

При этом из общей площади земельных участков и объектов недвижимого имущества на объекты, переданные муниципальными образованиями в безвозмездное пользование, приходится 4,1% общей площади земельных участков (по состоянию на 01.01.2019 – 3,8%) и 6,7% общей площади объектов недвижимого имущества (по состоянию на 01.01.2019 – 6,8%).

Таким образом, возможны случаи неэффективного использования муниципального имущества, переданного безвозмездно, и соответственно, возможны потери консолидированного бюджета муниципальных образований по неналоговым доходам.

Кроме того, на уровне сельских поселений муниципальных образований отдельные положения о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование нормативными правовыми актами не утверждены.

Также, в случае ликвидации юридических лиц действия договоров о передаче в безвозмездное пользование имущества прекращены, администрациями муниципальных образований указанные договора не перезаключались.

В нарушение ст. 689 ГК РФ и утвержденных положений о порядке передачи в безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности, муниципальными образованиями безвозмездно сданы (предоставлены) нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности без заключения договоров.

Согласно информации, представленной 21 КСО муниципальных образований, за проверяемый период общая сумма недополученных (выпадающих) доходов в консолидированный бюджет составила 8,6 млн. рублей (КСО г. Чебоксары недополученные доходы не выявлены).

В связи с вышеизложенным, наличие имущества, не вовлеченного в хозяйственный оборот муниципальных образований, переданных безвозмездно, либо объектов, в отношении которых выявлены нарушения порядка их использования, свидетельствуют об имеющихся резервах увеличения поступлений неналоговых доходов в соответствующий консолидированный бюджет и указывает на необходимость принятия управленческих решений и комплекса мер, направленных на вовлечение данных объектов недвижимости в хозяйственный оборот, в том числе путем передачи в аренду либо включения их в Прогнозный план приватизации, а также проведение обязательной инвентаризации объектов недвижимого имущества, оценку его физического износа, расходов муниципальных образований на содержание данного имущества и взыскание имеющейся дебиторской задолженности.

Нарушения, замечания, отраженные выше по тексту, были отражены при предыдущих проверках, что указывает на непринятие ответственными лицами мер по их устранению и недопущению впредь.