Анализ взаимодействия МКСО с правоохранительными и надзорными органами за 2019 год и 8 месяцев 2020 года

Планом работы Совета контрольно-счетных органов на 2020 года  (пункт 3.4) запланировано и проведен анализ взаимодействия муниципальных КСО Чувашской Республики с правоохранительными органами за 2019 год и 8 месяцев 2020 года в связи с чем, была собрана по специально разработанным табличным формам информация и обобщена.

Информация представлена 18 муниципальными КСО (из 26) или 69,0%.

Причиной не предоставления по 5 муниципальным КСО: вакансия председателей и лиц, их замещающих (Вурнарский, Козловский, Красноармейский, Красночетайский, Янтиковский районы), по 3: причины не установлены (Аликовский, Мариинско-Посадский, Яльчикский районы).

Анализ проведен по данным, представленным 18 МКСО.

Вопросы взаимодействия контрольно-счетных органов (КСО) регулируются статьей 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

КСО вправе взаимодействовать между собой, с КСО субъектов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Как правило, муниципальные контрольно-счетные органы (МКСО) осуществляют взаимодействие через заключение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.

Согласно информации МКСО заключены соглашения со следующими правоохранительными и надзорными органами  (далее – ПО):

с органами прокуратуры – 17 (за исключением г. Чебоксары);

с подразделениями МВД Чувашии – 3 (заключены соглашения МКСО Шумерлинского, Цивильского районов и г. Шумерля);

с отделами СУ СК РФ по ЧР – 1 (МКСО Цивильского района).

В рамках заключенных соглашений:

- МКСО направляют материалы контрольных мероприятий в правоохранительные и иные органы для принятия мер. Так, в 2019 году направлено в ПО 130 материалов и обращений по результатам контрольных мероприятий и 14 по результатам экспертно-аналитических. По результатам рассмотрения которых принято, 10 решений об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях (КСО Ядринского района – 3, 1- КСО Батыревского района, 1- Шемуршинского района), направлено 27 актов прокурорского реагирования.

За 8 месяцев 2020 в ПО 48 материалов и обращений по результатам контрольных мероприятий и 2- по результатам экспертно-аналитических мероприятий. По результатам рассмотрения которых, принято 1 решение о возбуждение уголовного дела (КСО г. Новочебоксарск), об отказе в возбуждении уголовного дела (3 – КСО Шумерлинского района), возбуждено 19 дел об административных правонарушениях (5- КСО г. Новочебоксарска, по 4 – КСО Урмарского и Ядринского района, 3- Батыревского района, 2- Моргаушского района, 1 – Комсомольского района), направлено 13 актов прокурорского реагирования.

 

- Кроме того, направлено материалов в органы МВД (с которыми соглашения не заключались) в 2019 году – 8 (КСО Урмарского-1, Канашского районов-3 и г. Новочебоксарск-4), по результатам рассмотрения которых принято решение о возбуждении 4 уголовных дел (КСО Урмарского района - 1 и г. Новочебоксарск - 3), кроме того внесено 2 предписания. За 9 месяцев 2020 года - 4 (КСО Канашского района-3 и г. Новочебоксарск-1), при этом по материалам прошлых лет КСО г. Новочебоксарска возбуждено 2 уголовных дела, по 1 – отказано в возбуждении уголовного дела.

- осуществляется проведение совместных семинаров, совещаний, конференций, круглых столов (в 2018 году КСО Моргаушского района участвовало в 5 мероприятиях, КСО Ядринского района, городов Канаш и Шумерля – по одному; в 2020 году- КСО Моргаушского района в 6).

- КСО принимают участие в работе межведомственных органов (МКСО Комсомольского и Моргаушского районов являются членами Советов по противодействию коррупции).

- проводятся совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Так, в 2019 году их проведено14 (КСО Алатырского района – 2, Ибресинского района – 3, Канашского района -1, Комсомольского района -1, Моргаушского района – 3, Ядринского района – 2, Порецкого района – 1, г. Канаш – 1). За 8 месяцев 2020 года – 7 совместных контрольных мероприятий (КСО Ибресинского района – 1, Комсомольского района -1, Моргаушского района – 3, Ядринского района – 1, Порецкого района – 1, Чебоксарского района –1).

- сотрудники КСО привлекаются правоохранительными органами для участия в проверочных мероприятиях или оказания практической помощи. Так, в 2019 году:

МКСО Батыревского района по проверке БУ Батыревская ЦРБ в сфере закупок;

МКСО Ибресинского района (3 проверки)

- КМ «Проверка организаций коммунального комплекса, организаций по обслуживанию жилищного фонда, иных организаций по вопросу оплаты и перечисления коммунальных платежей" на объекте Муниципальное предприятие «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района»;

- КМ "Проверка ценообразования, а также целевого использования бюджетных средств, направляемых на содержание и модернизацию оборудования и сетей" на объекте МП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ибресинского района».

- КМ "Исполнение бюджетного законодательства в рамках реализации муниципальной программы Ибресинского района "Содействие занятости населения" в  Администрации Ибресинского района

МКСО Канашского района

По проверке ООО «УК ЖКХ «Канашская» с 2017 по 2 квартал 2019 года.

МКСО Комсомольского района

По проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при исполнении муниципального между администрацией Урмаевского сельского поселения Комсомольского района и ООО "Эконика" (по устройству спортивной площадки в с.Токаево Урмаевского сельского поселения);

МКСО Шемуршинского района

- проверка использования средств республиканского и местного бюджета, выделенных на строительство автомобильных дорог в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики"

- проверка обоснованности начисления заработной платы заместителю начальника отдела образования и молодежной политики администрации района.

МКСО Шумерлинского района

- по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка»  в Отделе образования, спорта и молодежной политики администрации Шумерлинского района.

- по проверке отдельных вопросов в деятельности администрации Шумерлинского района Чувашской Республики по соблюдению требований законодательства при использовании муниципального имущества, а также законодательства при отчуждении имущества, находящегося в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами предпринимательства.

МКСО г. Новочебоксарск

- по проверке использования средств в рамках муниципальной программы "Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в г. Новочебоксарск)

КСО г. Чебоксары

- по проверке исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при распоряжении муниципальным имуществом в ООО «Аудит-Гарант»;

-по проверке исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при распоряжении муниципальным имуществом в ООО «Инженерная защита».

МКСО г. Шумерля

- по проверке отдельных вопросов ФХД МУП "Коммунальник";

- по проверке обоснованности и законности поступления денежных средств за обучение детей в вокальной студии "Артон" в МАУК "ДК Восход" за 2016-2019 гг.

В 2020 году МКСО привлечены правоохранительными органами по 12 проверкам (КСО Алатырского – 1, Батыревского района – 2, Ибресинского района – 1, Моргаушского -1, , Канашского – 2, Ядринского -1, городов Шумерля -2, Чебоксары -1, Новочебоксарск -1).

- для принятия мер в рамках компетенции МКСО материалы правоохранительными органами направляются контрольно-счетным органам. Так, в 2019 году направлено в рамках заключенных соглашений 3 материала (КСО Канашского и Моргаушского районов, а также 2 в отсутствие соглашения (КСО Канашского района). За 8 месяцев 2020 года направлено 5 (КСО Ибресинского района – 1, Моргаушского – 3, Порецкого – 1).

Контрольно-счетная палата положительно отмечает взаимодействие КСО г. Новочебоксарска с правоохранительными органами.

При этом, у КСО г. Чебоксары какое-либо взаимодействие в рамках контрольных и экспертно – аналитических мероприятий отсутствует  (планируется заключение о сотрудничестве с прокуратурой города Чебоксары).

Согласно полученных ответов МКСО проблем при взаимодействии не возникает.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что только скоординированная деятельность КСО во взаимодействии и поддержке со стороны законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов и иных структур различной подведомственности позволит повысить результативность внешнего муниципального финансового контроля, выраженную в снижении коррупционных рисков и обеспечении эффективности расходования бюджетных средств.

Укрепление межведомственных отношений с прокуратурой и иными правоохранительными органами становится существенным фактором результативности деятельности МКСО.

Повышение качества взаимодействия с правоохранительными органами - важнейшая задача, решение которой должно позволить доводить результаты деятельности МКСО и иных контролирующих органов до логического завершения.

Заключение соглашений о сотрудничестве с указанными органами, которые бы регламентировали порядок осуществления совместных мероприятий и оперативный обмен информацией сможет вывести взаимодействие на новый уровень.